РЕЦЕНЗИЯ

Аламан, 2022: Туша – символ современного Кыргызстана

Эльдар Нурмамбетов
«Аламан» - древняя игра кыргызов, где всадники борются за тушу, и завладев ею забрасывают в казан соперника. Отличие от игры Кок-Бору в том, что каждый игрок играет лишь за себя.

Сцена дома, барана готовят к предстоящей игре «Аламан», ставят на весы, и наконец на лошади его забирают на игру.

Фильм молодых режиссёров Ильгиза Шер-Нияза и Сооронбека Тургунмамат уулу «Аламан» получил приз в номинации «Лучший документальный фильм» в Нальчике на кинофестивале «Кинокавказ и на прошедшем в этом году форуме молодого кино стран СНГ «Умут».

"Аламан", 2022

Мысль, какой бы она не была: большой или маленькой, о делах обыденных или о бесконечном, не будет услышана, недостаточно услышана, если форма её донесения не будет сформулирована чётко.

В «Аламан» нет передышки, нам интенсивно показывают игру и творящиеся вокруг неё события. Это наиболее классный вариант: таким образом отлично передается масштаб событий, который имеет большое значение для жителей региона, и даёт почувствовать дух этого события, в котором хаос является главной движущей силой.

Но всё же у фильма возникают небольшие проблемы. Несколько раз в фильме показывают игру с птичьего полета. В первый раз, это очень хорошо работает. Будто небесная сущность (можно называть его как угодно: бог, космос, небесное создание) наблюдает за кипящей снизу жизнью, как люди изо дня в день совершают, кажущиеся для них важные, но в итоге имеющие абсолютную бессмысленность, вещи. Повторение же данного приёма кажется несколько излишней. Зритель уже понял аллюзию, нет смысла в дальнейшем повторении.

В остальном же режиссёры картины раскрывают тему весьма оригинально. В «Аламан» туша точно передаёт политическое, экономическое устройство и социальный уклад современного мироустройства. Мало кого заботят социальное, культурное и духовное состояние. Особенность игры, заключающаяся в том, что каждый игрок играет за себя весьма ёмко, но столь же точно характеризует сложившееся в нашем обществе положение вещей. Игроков (то есть людей) интересуют лишь борьба за место под солнцем, за власть, а иногда за право быть услышанным. Люди, обладающие большим влиянием, превратили культуру кыргызского народа в площадку, где они это влияние лишь расширяют.

Сцена с пролетающим самолётом может символизировать массовую миграцию, Продолжающая игра в финальной сцене, даёт понять, что существующая система осталась неизменной. Рамки системы может поменять или сломать лишь культурная революция.
E-mail kinodepter@gmail.com
Made on
Tilda