РЕЦЕНЗИЯ
Эсимде, 2022: Человек, который достиг Бога
Тыныстан Темиржан
Пожилой Зарлык (Актан Арым Кубат) возвращается в родное село с сыном Кубатом (Мирлан Абдыкалыков), который нашел его пропавшего заграницей 23 года назад. За это время все поменялось: село гниет в мусоре, друзья постарели, у сына своя семья, а жена вышла замуж за местного богача. На все это Зарлык не проявляет никакой реакции. Ведь он потерял память, а вместе c памятью связь с людьми.

Эсимде (Это то, что я помню) шестая по счету среди главных картин Актана Арым Кубата и завершающая часть второй трилогии режиссера «Я проживаю, переживаю». Но данный фильм также можно отнести к последней части одной гексологии. Фильм является квинтэссенцией творчества режиссера и объединяет в себе не только ранние два фильма “Кентавр” и “Свет аке”, но и первую трилогию «Я вспоминаю, переживаю». Таким образом это второй фильм, созданный по принципу лоскутного одеяла: первый – “Бешкемпир”, который был соткан из ранних переживаний с детства, а второй – “Эсимде”, который будто бы собран из разных фрагментов прежних его картин.

"Эсимде", 2022

Главную роль в фильме, по традиции, исполняет сам режиссер. Его актерское исполнение восхищает и трогает за душу. Зритель, знающий Актана байке, поймет что он играет самого себя, или проще сказать - живет. Поэтому образ главного героя полностью повторяет характер актера-режиссера. А роль Кубата исполнил сын самого режиссера Мирлан Абдыкалыков. Он же играл главные роли во всех трех фильмах первой трилогии. В Эсимде мальчик Бешкемпир и подросток Маймыл уже взрослый мужчина, у которого жена, дети. Он с нежностью относится к отцу и всеми силами старается понять его. У Абдыкалыкова так хорошо получается передать сентиментальность так и не повзрослевшего ребенка, который все еще тоскует по отцу, даже найдя его. Линия мамы, Умсунай, самая трогательная в фильме. Её играла очаровательная Таалайкан Абазова. Её образ кочует еще с фильма “Свет аке”, она там тоже играла жену и ее там тоже зовут Умсунай. На старой фотографии, которую раскрашивает их внучка, запечатлены Умсунай и Свет аке, где они в обнимку стоят в карагачевой роще, которая играет роль святилища в истории героев. В местных обычаях не подобает женщинам долго оставаться вдовой. Думая что мужа давно нет в живых и потеряв надежду, она вышла замуж за местного “филантропа” Жайчы (Назым Мендебаиров). Теперь, узнав о возвращении некогда любимого мужа, Умсунай не находит себе места. Она начинает понимать, что несмотря на свои молитвы, словно бы отдалилась от себя и от Бога. Её внутренне самотерзание и старание вырваться из клетки, куда она добровольно вошла вызывает высокую эмпатию. Решение уйти она принимает в карагачевой роще, в их святлище, глядя на поющих на ветру лисьтев. Кстати, к финалу сюда же приходит и Зарлык и замирает, уставившись туда же, куда смотрит Умсунай. Наверное он все-таки помнит её, но об этом позже... И наконец, решившись, Умсунай идет обратно к себе домой. Весь в белом, как ангел парящий...

Односельчане относяткя к Зарлыку как к умолишенному, и вскоре перестают им интеросоваться. Он же по привычке, которую приобрел на чужбине, собирает весь мусор на своем пути (Вероятно, в России он все эти годы работал уборщиком мусора). На слова сына он не обращает внимания. Его заботят только чистка окружающей среды и игры с маленькой внучкой. Если подумать, Зарлык даже близко не похож на сумасшедшего. Он всего-навсего все время молчит и ведет себя не как другие. Скорее он самый благомыслящий человек во всем этом селе. В селе, где, хотя живет религиозная община, расцветает коррупция, невежество, алкоголизм и тотальное загрязнение природы. Люди хоть и делают вид что следуют наставлениям Бога, но, кажется, все давно перестали понимать Его. Например даватчи, которые пришли призывать людей к Исламу явно перепутали религию с арабской культурой. Они даже свои имена поменяли на арабские. А “филантроп” Жайчы, казалось бы, финансирует местную мечеть в то же время без угрызения совести дает взятку милиционеру и кличет овчарку Один. Мы то по рассказу арабизированного муллы знаем, что в религии самый большой грех - это ширк, что означает безбожие или многобожие. А Один - один из богов в скандинавской мифологии и как вид политезима полностью противоречит принципам монотеизма, т.е. Ислама. Зарлык же среди всего этого болота ближе всех подошел к Богу и можно сказать, что достиг Его. По этой теории можно заключить, он как дервиш странствовал 23 года в поисках Бога и наконец достигнув Его, принял священный обет молчания.

Прежде чем продолжить, хочу упомянуть фильм «Под небесами» Дальмиры Тилепбергеновой, она же соавтор сценария “Эсимде”. Сюжет “Под небесами” основан на авраамических мифологий про Адама и Евы и их двоих сыновей Каина и Авеля, где Каин из-за зависти убивает добродушного брата Авеля. Адамкул на заработки уехал в Россию. Жена Умай осталась с двумя повзрослевшими сыновьями Керим и Аман. Спустя некоторое время Умай получает трагическое известие о том, что Адамкул умер от болезни. А Керим, который был в бегах из-за своих долгов, приехав обатно в село узнает, что пропустил похороны отца. Запутавшись в своем эгоизме, он оставляет умирать Амана, после несчастного случая в горах. Но Аман остаётся в живых и попадает в реанимацию. Вместо него погибает Умай при непонятных обстоятельствах, будто бы продала душу Артисту (дьяволу) за жизнь своих сыновей.

Если провести параллели, между Эсимде и «Под небесами», то можно найти много схожестей. Адамкул = Зарлык, Умай = Умсунай, Керим = Кубат, Артист = Жайчы.
Например, а что если, Кубат когда-то покушался на своего брата, а Умсунай (кстати, в фильме Тилепбергеновой Умай тоже играет Таалайкан Абазова) ради жизни своих сыновей вышла замуж за Жайчы, продав свою душу. “Жайчы” с кыргызского означает колдун, волшебник, т.е. дьявол. А Зарлык наконец нашелся, хотя до этого все думали что он давно умер. С его возвращения село буквально начинает очищаться. Как будто он своим только молчанием объясняет людям больше о Боге, чем неумолкающий даватчи.

Следует отметить, что в последнее время почти в каждом втором фильме поднимается тема миграции, которая близка к каждой семье кыргызстанцев. Примечательно, что синопсис фильма “Здравствуй, папа!” Эрнесте Абдыжапарова, у которого недавно была премьера, напоминает предысторию того же Кубата, который поехал за отцом в Росиию. Россия же в фильмах позиционируется как другое измерение, выход из вакуума или же как мир иной, куда люди стремятся за спасением, за мечтой, за новой жизнью. Но зачастую многие или пропадают, или погибают, или возвращаются на родину в поисках уже старой жизни.

Эсимде – картина, которая объединяет все работы автора, но в то же время отличается от них. Во-первых, движение камеры иногда удивляет, иногда выглядит странно, а иногда очаровывает до слез. Актан Арым Кубат на этом фильме впервые работал с другим оператором, кроме Хасана Кыдыралиева. Этот «другой оператор» - Талант Акынбеков. Камера в фильме как ветер или как лепесток крутящиеся по ветру, все время в движении. Она превращается в активный участник событий и иногда складывается ощущение, что не события происходят перед камерой, а камера производит эти события. Во-вторых, в этом фильме больше экранного времени дается второстепенным персонажам. Если быть точным, они и есть двигатели сюжета, а главный герой Зарлык переходит на второй план. Каждый из них находит свое развитие, независимо своей доли на экране, хотя бы в маленьких деталях. В-третьих, главный герой. Он здесь другой, его не заботят проблемы погрязшего в грехах мира. Он не борется со злом, или даже не противится невежеству. Речь из радио про фальсификацию выборов слушает весьма равнодушно. Ему неинтересны земные хлопоты человечества. Он больше не Свет аке, который всеми силами старался дать людям свет, изгнать тьму. Он просветлен изнутри, воссоединен с природой. Он больше не Кентавр, который мчится верхом на лошади прося прощание у Небес за грехи человечества, за грехи полуживотных и полулюдей. Зарлык - человек, который прощен, человек, который простил. Он - полубог и получеловек.

Будда, который тоже после двадцатилетнего странствия достиг просветления, однажды сказал: «Не вижу смысла в разговоре. Во-первых, нет слов, с помощью которых можно передать содержание моего опыта. Во-вторых, чтобы я ни сказал, это будет неправильно понято. В-третьих, из ста человек девяносто девяти это не принесет никакой пользы. А тот, кто способен понять, может сам открыть Истину». Зарлык тоже понял это, и поэтому он молчит. Поэтому он больше не Асан кайгы как Свет аке и Кентавр. Он понимает все, он помнит все.

Да, он не потерял память. Лишь его сын Кубат так предположил, потому что отец все “не разговорчив”. Но причина молчания в другом, мы с вами это уже разобрали. Зарлык не потерял память, он научился забывать. Человек без памяти - ничто. Достигнув состояния ничто, человек обретает пустоту, в пустоте приближается к Богу. А в фильме два персонажа ближе всех к Нему. Это Зарлык и ее внучка Сырга. Он, потому что научился быть ничто, она, потому что ее память пока чиста, сосуд пуст.

Люди перестали понимать Бога из-за того, что они слишком многое помнят. Они помнят свои силы, своё богатство, свой ум, свою красоту, свою гордость. Ослепленные своей памятью, они не страшатся угробить близких, дом, землю, Бога.

“Эсимде” непременно удачное завершение вселенной “маленького человечка”. В нем много света, много любви, много духовной пищи. Завершая собой целую эпоху историй, фильм открывает новые горизонты для самого режиссера, осмелюсь заявить, и для кыргызского кино. Потому что после такого фильма, уверен, отечественный кинемотограф наполнится еще многими интересными картинами.
E-mail kinodepter@gmail.com
Made on
Tilda