Сначала видим пустой базар. Постепенно начинают появляться люди. Мы становимся свидетелями жизни нескольких героев. Этим авторы хотели нарисовать общий портрет рынка. Но я как зритель не смог увидеть этого портрета. Вместо него я видел маленькие куски нескольких портретов. Да, надо отдать должное, эти кусочки все они очень интересные и каждый цепляет своей оригинальностью. Например история глухонемого сапожника, жизнь апашки, которая продаёт часы или те же тачкисты, с которыми мы знакомы ещё с начала. На одних этих же тем можно было построить целых три фильма по отдельности. К примеру: отношение времени и женщины, которая продаёт часы. Но авторы взялись за другое – нарисовать общий портрет целого рынка. Да, так тоже можно. Показать место как отдельный образ – в мировой практике уже много раз использованный подход. Но проблема этого фильма не в форме. Проблема в том, что тебе как зрителю не понятно зачем нарисован этот портрет, почему ты это смотришь. Потому что в фильме не чувствуется голос автора. Ни крика и шепота. А обычная повествовательная хроника жизни рынка. Документальные кадры это инструмент для художника. С помощью этих инструментов он высказывает своё. А в фильме «Базар» есть прекрасный материал, снятый довольно качественно. Но у режиссёра не получается полностью раскрыть этот материал, создать что-то единое, целое. А вместо этого перед нами фильм, где очень слабо поставлен темпо-ритм, и нет определенного фокуса истории. Каждый раз, когда погружаешься в эту кипящую жизнь, в этот «порядок хаоса» как описал свой фильм один из авторов, беспощадные ножницы монтажёра перерезывает связь между тобой и фильмом, переходя спонтанно с одной сцены к другой. Я надеюсь, что мы увидим следующую версию монтажа, так как один после показа рассказали о материале и о том, что они планируют перемонтировать фильм.
А пока мне остаётся молчать. Потому что к моему большому удивлению фильм получил главный приз форума молодого кино стран СНГ «Умут». Да, возможно жюри понимало больше чем ваш покорный слуга. Может фильм откроется с новой стороны при повторном просмотре, что я делать не собираюсь.