Сюжет фильма рассказывает об Адиле (Эмиль Эсеналиев) – о парне с особенностями развития и его матери Райхан (Анаркуль Назаркулова), которая любит его больше своей жизни. Однажды его друг Самир говорит о том, что хочет повести пешком свою мать в Мекку для паломничества. Адиль загорается этой идеей и она его не отпускает.
Это роуд-муви. Как и во всех предыдущих больших фильмах Руслан Акун отправляет своих героев в путешествие. Только в этот раз путь героев становится гораздо длиннее (в том числе по хронометражу фильма) и опаснее. Руслан Акун использует классический троп героя-странника. Герой получает призыв (его друг Самир рассказывает о паломничестве), герой отправляется в путь (Адиль и его мать пешком отправляются в Мекку), герой доходит до цели (Адиль и его мать прибывают в Мекку).
Троп в фильме работает, но с оговорками. В начале фильма мы видим цветущий оазис, в котором живут наши герои: Адиль играет со своим лучшим другом Самиром и остальными ребятами, ест вкуснейшую мамину еду и ходит на молитвы. То есть это уже почти что рай.
Единственным существенным аргументом, что подталкивает героев вырваться из этого места и отправиться в большое и опасное путешествие – это насмешки соседей Адиля и матери. В остальном герои живут в блаженстве и любви. Для рождения конфликта сюжетно мало чем подкреплено.
В пути герои попадают в различные трудные ситуации, встречая разных персонажей. Самой проработанной является небольшая сюжетная история съемок фильма в Турции. Она отвечает за все, что должно расмешить зрителей, в конце концов оборачиваясь лучшей сюжетной линией в фильме за счет прописанного сценария и персонажей появляющихся в кадре. История с дальнобойщиками в Казахстане также неплоха из-за долгого погружения и ярких (пусть и меньшего количества) персонажей. Все остальные сюжетные линии либо слишком неполноценны: из-за отсутствия внятного продолжения (например, линия с богатым человеком из Казахстана), либо не слишком хорошо прописаны: причиной выступает здесь то ли не яркая работа актеров, либо поверхностное погружение в историю (вся сюжетная линия в Узбекистане).
Вероятнее всего сюжетная линия в Сирии должны была быть переломной в фильме, тем самым главным испытанием героев. Физическое и эмоциональное истязание, причиненное террористами Адилю и Райхан апа никак не влияют в дальнейшем на героев и они без тени сомнения продолжают свой путь в “Рай”, тотчас же забывая об увиденном “Аде”.
Так в чем же феномен фильма? Помимо, того, что с фильмом произошел небывалый рекламный сарафан, и помимо того, что кыргызский зритель очевидно начал уставать от шаблонных комедий, фильм здорово играет на нерве зрителя, отвечая на его требования. Руслан Акун берет две важнейшие темы для нашего общества: вера и семья, а именно мать, рассказывает историю на доступном и эмоциональном языке. Для особо эмпатичного зрителя это почти капкан. Но фильму сильно не хватает острых углов, не хватает морального конфликта и не хватает внутренней революции героев. Ведь они преодолели такой большой путь, но будто бы так и не поменялись.
Вполне можно говорить о том, что несмотря на свои шероховатости, фильм выполняет свои функции - задеть чувства зрителей, а также создает прецедент. Давно фильм главным жанром, которого является не комедия не становился народным хитом и зарабатывал огромную кассу.