манифест
КИНО ДЕПТЕР
Султан Усувалиев,
Ассоциация кинокритиков Кыргызстана
Пора признать: мы не знаем, что происходит в кыргызском кино. Официально – «всё хорошо». Может быть, всё наоборот: в нашем кинематографе наступил кризис, или мы живем в эпоху застоя? И это неизвестно.

Складывается ощущение, что кинематография идет впотьмах, потеряв всякие ориентиры: идем ли мы, стоим ли на месте, а если движемся, то куда?

Во многом это происходит потому, что у нас нет профессиональной кинокритики, которая и занимается анализом кинопроцесса.

Почему ее нет? Ведь кинематографисты постоянно твердят, что она нужна; что нужен «анализ»; что нужно говорить «правду». Удивительная наша особенность – всё время говорить о развитии и оставаться на месте. Словно все мы заключили негласный пакт о статусе-кво, – как если бы мы все находились в темной комнате и держали друг друга за руки, чтобы никто не дотянулся до выключателя.

Сколько нас – кинематографистов? На нашу маленькую страну это же очень маленькое число. Как и масштаб киноиндустрии. Из этого произрастают известные проблемы: разделение на группы, конфликты. И любовь к официальному благополучию («не выносить сор из избы»), и нелюбовь к критике.

Критика мешает самолюбию «автора». Критика мешает тихо зарабатывать деньги. Не в том смысле, что критика влияет на сборы – не влияет. А в том, что кассовый успех фильма не означает, что он получился.

Отсюда и абсолютно нездоровая атмосфера, когда мы говорим в глаза режиссеру одно, а за его спиной совершенно обратное.

«Программно» «толерантная» критика, где всех гладят, понимают, сколько труда вложено, уважительно кивают – кому это нужно? А главное, развитию самой кинематографии это никак не способствует. Да, есть академическая критика, с формальным анализом картин (до этого еще дорастём), но нужна и крепкая, нередко зубастая, кинопублицистика. Критику не нужно искать одобрения режиссерского цеха, или становиться ему врагом. Хорошо быть другом, который может поступать по-разному (у всех свои тараканы), но ты знаешь, что он говорит с тобой начистоту, и в его честности ты не сомневаешься.

Когда-то Толомуш Океев сказал, что кыргызское чудо случилось потому, что на студии не боялись говорить друг другу правду. А мы?

Без кинокритики (шире – киноведения) нет истории: ведь они пишут историю кино. И нет будущего, потому что без ориентиров ты идешь только наощупь. Киноведов у нас нигде не обучают. Кинокритиков тоже. Это логично: кто может гарантировать им постоянную и хорошо оплачиваемую работу?

Сейчас у нас нет даже сайта, где регулярно и систематически публиковались бы рецензии на кыргызские фильмы.

Мы создаем такой.

Мы – это молодые ребята разных профессий, в том числе сами кинематографисты, которые осознают, что без нормальной дискуссии о кыргызском кино, о тех, кто его делает, – ничего не выйдет.

И я, Султан Усувалиев, киновед, кандидат искусствоведения, который обучал их критике, буду вместе с ними вести этот сайт. И я обращаюсь ко всем: к кинематографистам, зрителям, поклонникам кино, – помните, что ребята не являются профессиональными кинокритиками.

Поэтому наш сайт я называю лабораторией письма. Ждать того светлого дня, когда мы будем «готовы», это значит никогда не начать. Будем делать. Учиться. Играть.

И важно назвать себя. Мы – ассоциация кинокритиков Кыргызстана.

С верой в историческую необходимость нашего дела – приступим!
E-mail kinodepter@gmail.com
Made on
Tilda