РЕЦЕНЗИЯ

Тенирберди, 2022: Что есть в мире вечного? Деньги? Любовь?

Алтынай Абдрахманова
«Теңирберди» («Дитя небес») – трагикомедия о пожилой паре, которая живет в селе и задумывается о том, что скоро настанет пора покинуть этот мир. Но на крыльце их дома неизвестные оставляют новорожденного младенца. Что теперь будет с ребенком? Где место ему, какова его судьба, и что ждет его новых родителей?

"Теңирберди", 2023

Вся история рассказывает о паре, которая готова встретить смерть. В начале фильма главный герой произносит фразу «Видимо в мире нет ничего вечного» на это у меня поднялась злость, что люди сами себя хоронят. Хотя, в этом и есть вся суть: потому что у пары нет детей, и им приходится заботиться о своей грядущей смерти, им не на кого надеяться, что о них позаботятся. Пожилая пара имея немного жизненных сил, сами в ожидании заботы решают взять ответственность за дальнейшую судьбу этого подкидыша, и возможно это действие имеет вечную ценность в виде любви.

Для себя я отметила красной нитью опорную точку, что в стремлении к благим намерениям вымощена дорога в ад, потому что за этими намерениями людьми движет жажда наживы или любви.

Первое это то, как соседи заботятся о пожилой паре и якобы проявляют вечную ценность – любовь. Но сам этот сосед ждет не дождётся их смерти, чтобы получить их богатство в наследство, прокручивая трость аташки, или мысленно считая деньги.

Второе это, как в стремлении быть человеком, а не винтиком в системе милиционер идет на коррупцию, которая совершается в темноте. В фильме после этой сделки показывают больше внутреннего пространства милиционера, показывая через демонстрацию комнаты что он тоже человек, а не просто милиционер.

И в противовес двум, как пожилая пара в стремлении взять ответственность за ребенка, отказывается от предлагаемых денег. Казалось бы, у них ценность в заботе и любви, а не в деньгах. Пара уходит в никуда, оставляя эту трость главного героя в пустующем доме, обучая жизни в горах, и без документов этого растущего ребенка. Но на какие средства, и за счет чего они будут жить в горах, в юрте?

С одной стороны, благодаря созданной атмосфере деревни, при помощи звуков сверчков, одежды на паре, игры актеров, я ощущала запах кыргызской старости, культуры и быта. Отлично проделанная работа всей команды, которая создавала нужные образы у меня в голове при помощи точно построенных мизансцен, игры света, чувства юмора героев, и съемка кадров разговоров.

С другой стороны, показали это не правдиво – через обсуждение наследства, передачу дорогой ткани соседке, назывании бабушки - байбиче. Возможно, так и делают в кыргызских селах пары, у кого нет детей. Также может быть это видение идеальной картины, как могут разговаривать и взаимодействовать пожилые люди в селах.

Игру актеров нужно выделить, потому что им я верила. В моменты, когда я спокойно наблюдала за сюжетом, неожиданно мне становилось смешно от реплик главного героя Мамбета (Токтосун Азыгулов). От его непосредственности и открытости. Образ его персонажа замечательно подчеркнули при помощи демонстрации железных ворот, небольшого размера, в которые может войти любой желающий.

Что касается главной актрисы, которая исполняет роль Бурул апа, – это Каниметова Гулайым Казыйбаевна. Та, кто исполняла роль в фильме “Курманджан Датка”. И в фильме «Теңирберди» она играет убедительно и четко, символизируя тыл или женскую роль, которая лоббировала интересы и принимала судьбоносные решения в фильме. Вопросы задавал Мамбет ата. Отвечала Бурул апа:
– Что будем делать?
– Надо оставить ребенка, потому что это подарок от небес.

– Что будем делать?
– Надо спросить и поговорить с парнем милиционером, и он подскажет что лучше сделать.

Главный вопрос, вызвавший во мне грусть, – что будет с ребенком, когда он вырастет или когда его родители умрут? Сможет ли он сделать себе документы? Создалось впечатление, что этот момент не раскрыли полностью, потому что эту грусть я смогла ощутить лишь при детальном просмотре фильма со второго раза.

В самом начале фильма главный герой произносит фразу, что, видимо, нет ничего вечного. В конце фильма я прихожу к идее, что вечна только любовь. И ответственность за тех, кого мы приручили.
E-mail kinodepter@gmail.com
Made on
Tilda