Обзоры



Qarash Lab: Обзор на цикл лекций по кинокритике

Канаим Асылбаева и Эльдар Нурманбетов
Второй сезон нацеленной на образование лаборатория кино Qarash Lab в этом году прошел с 4 по 7 октября.
В этом году Лаборатория была посвящена творчеству выдающегося художника и актера Сүймөнкула Чокморова. Лаборатория открывалась показом фильма “Ранние Журавли” Болотбека Шамшиева и обсуждением с модераторами: киноведом Султаном Усувалиевым и основателем продакшн-студии “Media Kitchen” Азимом Азимовым. Qarash Lab состоял из двух секций, в одной из которых прошел актерский интенсив от российских актеров театра и кино, выпускников ГИТИС, педагогов по актерскому мастерству студии «Время театра» Олега Кузнецова и Любовь Хацкевич. Вторая секция же состояла из серии лекций и панельных дискуссий от кыргызстанских кинокритиков Султана Усувалиева, Гульбары Төлөмүшовой, а также казахстанского кинокритика Ораза Керейбаева и французской кинокритикессы Зинаиды Пронченко. О ней мы и расскажем подробнее…
“Кино Казахстана сейчас напоминает американский кинематограф 30-х годов”

Цикл начался с лекции Султана Усувалиева, который поделился своими знаниями о том, кем является кинокритик, рассказал об основах этой профессии, даже подсветил тему заработка в кинокритике.
Далее Султан Усувалиев принял участие в панельной дискуссии с Гульбарой Төлөмүшовой, Зинаидой Пронченко и Оразом Керейбаевым под харизматичным модерированием Оксаны Крюковой. Участники лаборатории имели возможность задавать любые вопросы экспертам и получать разносторонние и порой полярные между собой ответы от кино-специалистов. Участники не стеснялись, задавали вопросы буквально обо всем, начиная от профессиональной этики в кинокритике до кинематографических guilty pleasure спикеров. Благодаря этому дискуссия проходила больше как домашний подкаст о кино: эксперты могли расслабиться и шутя отвечать на вопросы, приводя в примеры довольно уморительные истории.
После, к своей лекции приступил Ораз Керейбаев, который рассказал о современном состоянии и об основных тенденциях казахстанском кино. Кино Казахстана сейчас напоминает американский кинематограф 30-х годов” - пожалуй, можно назвать главной мыслью из лекции Ораза Керейбаева. Из презентации спикера мы узнаем о нескольких темах казахстанского кино, которые кочуют из ленты в ленту:
1) Противостояние аула и города;
2) Казахи куда-то едут;
3) Пацанское кино;
4) Деколонизация.
Ораз Керейбаев рассказал о том, что доминирующим жанром в казахстанском кино остается комедия. Некоторые из комедий уже обзавелись собственными франшизами, этому способствовал “Бизнес по-казахски”. Далее, шла речь о романтизации насилия в пацанских историях, которые так популярны в Казахстане. Картина Дамира Тастамбекова “Салем папа” могла проделать идейную революцию, изменив нарратив пацанских историй, если бы была успешна в прокате. Также из презентации мы узнали о том, что недавний успех “Дастура” задал тренд на хорроры; и даже крупнейшая частная киностудия “Tiger Films”, преимущественно занимавшаяся комедиями, взялась за новую работу Адильхана Ержанова - хоррор “Кадет”.
“Политика являлась и остается главной тенденцией в кино”

На второй день лаборатории выступила Зинаида Пронченко с лекцией об основных тенденциях мирового кинематографа. По ее словам, “политика являлась и остается главной тенденцией в кино”. После громкого дела по Харви Вайнштейну и движения #MeToo, феминизм стал основной темой и катализатором, который побеждал на фестивалях и брал все мировые награды. Однако прошлогодний успех картин Кристофера Нолана "Оппенгеймер" и Джонатана Глэйзера “Зона интересов” на Оскаре говорит нам о том, что тема войны теперь становится столь же важной, что и тема феминизма.
Далее выступила Гульбара Төлөмүшова с лекцией о тенденциях в кыргызском кинематографе, несмотря на очень строгое название, ее повествование было наполнено историями из личной жизни, вызывавшие искренний смех из зала. Гульбара Төлөмүшова представила нам хронологическую линию кыргызского кинематографа по десятилетиям, начиная с независимости и по нынешнее время. Своей презентацией она продемонстрировала самые знаковые фильмы для киноиндустрии и для жизни кыргызстанцев в целом. Ее выступление завершило двухдневный цикл лекций “Кинокритик: Must-Have Киноиндустрии”, который по нашей оценке прошел успешно.

А еще, в рамках лаборатории в одном из кинозалов Дордой Плазы были показаны 8 короткометражных фильмов от молодых авторов, после которых зрители в режиме реального времени выбрали наиболее понравившуюся им картину. Победителем стала картина “Ромео” Тыныстана Темиржана.
Кульминационным моментом второго дня стал вечерний концерт-трибьют, посвященный творчеству Сүймөнкула Чокморова. Эстрадные артисты, а также оркестр исполнили песни и композиции из фильмов, где снимался маэстро.
Завершилась кинолаборатория показом фильма “Лютый” Төлөмүша Океева и обсуждением после с Султаном Усувалиевым и Азимом Азимовым.
На наш взгляд, двухдневный цикл лекций о кинокритике оказался уникальной возможностью: участники нашли ответ на все интересующие их вопросы и смогли застать спикеров не только как специалистов, но и как бы побывать у них в гостях, а в свою очередь, спикеры (мы надеемся) смогли открыть для себя уют домашнего очага на лаборатории кино Qarash Lab.
Made on
Tilda